?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

Reflecting team

Н.В. Савельева

РЕФЛЕКСИВНЫЕ КОМАНДЫ И ГРУППЫ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ КАК ФОРМЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И СУПЕРВИЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

I. Что такое рефлексивная команда или группа внешних наблюдателей?


Идея рефлексивной команды (reflecting team) была впервые предложена и опробована Томом Андерсеном из Норвегии. Рефлексивной командой называют группу профессионалов, которые наблюдают за разговором терапевта и клиентов из-за зеркала Гезелла, а затем в определённый момент меняются с ними местами так, что терапевт и клиенты оказываются за зеркалом и наблюдают обсуждение терапии рефлексивной командой. После окончания рефлексии клиенты имеют возможность прокомментировать то, что они услышали от группы.
Позже в консультировании стали использоваться команды наблюдателей, которые могли состоять из родственников клиента, его знакомых, друзей, коллег или людей, которые преодолевают схожие проблемы, или просто тех, кто может поделиться с клиентом своим опытом.
Например, ребёнок, испытывающий влияние страхов может быть заинтересован во встрече с командой детей, которые справились со своими страхами.
Такие команды, состоящие из неспециалистов, стали называться группами внешних наблюдателей (outsider-witness groups ).

Таким образом, наблюдатели становятся участниками терапии, аудиторией, которая поддерживает клиентов в обретении предпочитаемых способов жизни.
С точки зрения основателя нарративного подхода в социальной работе и терапии, австралийского психолога Майкла Уайта , проблемы могут выжить только, если они поддерживаются определенными идеями и установками в широком социальном окружении человека. И чем больше будет аудитория, поддерживающая не проблемные убеждения, стремления клиента, тем легче ему будет изменять свою жизнь к лучшему.
Рефлексивные команды и группы наблюдателей могут использоваться также для групповой супервизии работы терапевта и семьи. При такой супервизии внимание группы фокусируется на поиске уникальных эпизодов в проблемной истории семьи и процессе терапии. Супервизор интервьюирует терапевта о трудностях, опасениях, намерениях в работе, с которыми сталкивается терапевт на сессии. Такое интервью проводится в присутствии семьи и рефлексивной команды, так как считается, что атмосфера открытости, доверия и сотрудничества между всеми участниками способствует активному включению семьи в решение проблемы, равномерно распределяет ответственность за процесс между терапевтом и клиентами, что, как следствие, повышает эффективность терапевтической работы.
Супервизор и рефлексивная команда строят высказывания и задают вопросы из позиции «незнания», предполагая, что единственным экспертом по решению проблемы могут быть только клиенты, обратившиеся к ним за консультацией.
Ответственностью терапевта, супервизора и команды в нарративном подходе является такая помощь в исследовании влияния проблемы на жизнь клиентов, чтобы люди могли самостоятельно дать оценку этому влиянию, осознать, в какой степени они хотели бы изменить ситуацию и развить предпочитаемые, не проблемные способы жизни.

II. Какие задачи выполняют рефлексивные команды и группы наблюдателей?


Группы наблюдателей выслушивают терапевтические беседы для того, чтобы:
- развить как можно более точное понимание проблем клиентов и гармонично присоединиться к семье, чтобы идти вслед за людьми, которые пришли консультироваться, говорить их языком, и о тех же проблемных историях, что и семья;
- обратить внимание на различные события, уникальные эпизоды, когда клиенты не подчинялись давлению проблемы или лучше с ней справлялись. Фокусировка внимания на таких моментах даёт возможность показать, что проблемы никогда на 100 % не владеют нашей жизнью;
- обратить внимание на идеи, убеждения или контексты, которые поддерживают Проблему, для того, чтобы человек мог разобраться в своих предпочтениях и, если захочет, отказаться от тех убеждений и правил, которые мешают в борьбе с проблемой. Например, нервная анорексия существует только в тех культурах, где присутствует культ стройного тела. Но человек ведущий борьбу с Полнотой вполне может поразмышлять на тему «красивый – обязательно стройный», оценить, насколько идея влияет на него и отказаться от этой культурно-навязываемой установки, если она ему не подходит.

III. Как устроен процесс работы рефлексивной команды и группы наблюдателей?


В нарративном подходе используются разные режимы работы рефлексивных команд и групп наблюдателей . Продолжительность встречи в целом и каждого её этапа, количество этапов, состав участников, количество сессий с рефлексивной командой, работа в «открытом режиме» или с односторонним зеркалом варьируются в зависимости от возможностей группы и задач, поставленных перед ней.
Общая продолжительность приёма примерно два часа. Количество этапов – четыре. Если предполагается супервизия работы терапевта, то добавляются ещё два этапа работы: предсессионная беседа супервизора и терапевта и пост-терапевтическая беседа терапевта с командой или супервизором .
Например, работа рефлексивной команды с супервизором может быть структурирована следующим образом:

1 часть. Предсессионная беседа супервизора и терапевта (20 минут)

Терапевт и супервизор разговаривают перед зеркалом, семья и рефлексивная команда слушают за зеркалом. Терапевт может использовать это время, чтобы проговорить те опасения, трудности, сомнения, которые возникают у него в работе с семьёй. Терапевт может сфокусировать внимание супервизора и команды на тех аспектах работы, которые он хотел бы предложить для рефлексивного процесса.

2 часть. Беседа терапевта и клиентов (40 минут)

Терапевт и клиент вовлечены в терапевтическую беседу, члены группы внимательно слушают, что говориться. На этом этапе наблюдатели не обсуждают увиденное и услышанное между собой.

3 часть. Беседа членов группы наблюдателей (10 минут)

Терапевт с семьёй и группа наблюдателей меняются местами (если есть зеркало). Если группа располагается в помещении для терапии, то участники группы всё равно должны обращаться только друг к другу и не смотреть на клиентов и терапевта.
Теперь терапевт и семья слушают беседу членов группы. Беседа строиться как общий разговор членов группы, как диалог-спрашивание и комментирование высказываний других участников.
Члены группы задают друг другу вопросы обо всём, что привлекло их внимание во время разговора терапевта и семьи, что им любопытно, о чём хотелось бы услышать поподробнее. Могут кратко предлагать что-то для дальнейшего разговора с семьёй. Такое обсуждение представляет собой обогащающее описание, уплотняющее предпочитаемую историю клиента. Это достигается за счёт фокусировки на возникающих альтернативных историях и открытых в беседе с терапевтом уникальных эпизодах. Члены группы объясняют, почему какая-то часть беседы привлекла их внимание (это близко их личному опыту, напомнило кого-то или что-то, о чём они читали).
Например, если один участник сказал:
«Когда Маша делилась сейчас с мамой информацией о своей жизни, то мне захотелось узнать, как развивались бы отношения Маши и мамы, когда Маша доверяла бы маме, как она делала сейчас?»
То другие могли бы его спросить:
- Почему ты заинтересовался именно этим?
- Что ты такого услышал, что задаёшь этот вопрос?
- Почему ты думаешь, тебе это интересно?
С помощью таких вопросов создаётся связь знаний членов группы и семьи, которая уплотняет альтернативную историю семьи. Члены группы строят свои высказывания уважительно, таким образом, чтобы было понятно, они только размышляют на тему, а «на самом деле» никто ничего не утверждает и не навязывает семье.
- Не знаю, насколько это подходит Алексею, но мне кажется, что ….
- Я не уверен, что это имеет отношение к проблеме этой семьи, но если бы было можно поговорить побольше о моделях родительских семей каждого из супругов, то, может быть, стало понятно влияют или нет представления о семье из детства на разногласия между Ольгой и Андреем?
Также в обсуждении принято говорить о том, как услышанная беседа повлияла на размышления о собственной жизни, работе, как найденные идеи могут быть применены говорящим в будущем.
Но такой шеринг ведётся с фокусировкой на истории членов семьи, а не своей собственной:
- Когда Сергей сказал о ….., то я вспомнила о ….
Затем высказывание комментируется другими членами группы.
Все вопросы и утверждения говорятся из позиции, что только сами члены семьи являются экспертами своих проблем.

4 часть. Отклик членов семьи (10 минут)

Членам семьи даётся возможность обсудить беседу группы наблюдателей. Терапевт задаёт вопросы членам семьи про их мнения о высказываниях группы. Что их заинтересовало и не заитересовало, показалось важным и почему?
Говорить предлагается в основном, о собственном опыте членов семьи.
Это часть не является продолжением беседы в 1 части. Это возможность прокомментировать высказывания членов группы и сказать завершающее слово по обсуждавшемуся вопросу. Таким образом, семья прямо сообщает группе, что было наиболее и наименее полезно. Такая обратная связь помогает членам группы в их последующих участиях в командах наблюдателей.
Семье даётся время высказать впечатления от того, как им быть людьми, которых наблюдают и обсуждают, о том, как это может повлиять на их жизнь.

5 часть. Пост-терапевтическая беседа (20 минут)

Супервизор интервьюирует терапевта с целью усиления истории его профессиональной компетентности, развития знаний, умений, навыков в терапевтической работе.

6 часть. Обсуждение терапии (20 минут)

Группа присоединяется к терапевту и семье. Все имеют возможность поделиться впечатлениями о предыдущих 3-х частях. Цель этого – сделать беседу прозрачной. Это сочетается с этической позицией многих нарративных терапевтов, что обсуждение возможно только в присутствии людей, обратившихся за помощью.
Члены семьи могут только слушать, если у них нет желания высказываться.
Семье и членам группы предлагается задавать вопросы терапевту о процессе:
- Какова была его позиция \ мысли в определённый момент терапии?
- Почему он задал именно этот вопрос?
- Почему выбрал определённую «линию» спрашивания?
- Что он думает о других возможностях, направлениях беседы?
- О «поворотных моментах» интервью;
- О прояснении любых моментов процесса, которые хотят понять участники;
- О размышлениях про возможности будущих бесед с семьёй, которые могут быть результатом разговора с группой наблюдателей.

Во время этой 6-ой части терапевт тоже может спрашивать членов группы наблюдателей про их высказывания, про вопросы, которые можно было бы задать семье, о том, чтобы они спросили, если бы были в роли интервьюера.

IV. Каковы основные принципы работы групп наблюдателей?


По мнению американских семейных терапевтов и супервизоров Джилл Фридман и Джина Комбса , направляющие принципы призваны помогать людям в реализации особых установок и позиций. Они представляют собой лишь идеи, а не единственный способ использования группы.
Все эти принципы были выработаны в ходе совместных размышлений терапевтов, супервизоров, групп наблюдателей, рефлексивных команд и семей о процессе в целом.

Принципы:

- Прозрачность.
Все участники процесса объясняют свои высказывания, любого можно спросить, почему он что-то сказал, сказал именно это, а не другое, и именно в этот момент. Такой настрой помогает создавать атмосферу уважительности, открытости, честности и поддерживать не экспертную позицию у терапевта и членов группы.

- Предпочтительно выделение позитивного опыта из истории семьи.
Этот принцип помогает реализовывать задачу уплотнения предпочитаемой истории семьи, уникальных эпизодов, когда проблемы не было или её влияние уменьшалось. Поэтому большая часть высказываний может быть направлена на поддержку альтернативной истории.

- Члены группы наблюдателей вместе участвуют в беседе.
Диалог между участниками группы слушать увлекательнее, чем последовательность отрывочных высказываний. Семьи находят, что затянувшиеся дискуссии по удачно выбранному вопросу слушать привлекательнее, чем бомбардировку множеством вопросов и тем.

- Члены группы не разговаривают за зеркалом.
Во-первых, это позволяет сохранять беседы живыми и открытыми для новых возможностей. Идея за зеркалом может завладеть общим вниманием и не оставить пространства другим идеям. В таком случае не будет предложен выбор.
Во-вторых, выбор какую идею принять, а какую отвергнуть – делает сама семья. Группа не стремиться «продать» идею, уважая экспертную позицию семьи.
В-третьих, разговор за зеркалом легко может принять неуважительный или патологизирующий характер. Тогда уважительность, доверие и открытость будут потеряны.

- Рефлексивная команда пытаемся не инструктировать и не направлять семью.
Комментарии членов группы по возможности должны быть безоценочными. Поэтому группа задаёт вопросы и предлагает веер идей на выбор семьи.

- Основой для обсуждения становиться то, что непосредственно происходит в комнате для терапии.
Ориентация на происходящее «здесь и сейчас».

- Члены рефлексивной команды ориентируют собственные идеи в пространстве личного опыта.
Терапевт и члены группы – не «эксперты», «авторитеты» или «представители знания», а индивиды со своим личным и профессиональным опытом, под воздействием которого воспринимаются идеи. Разъясняющие комментарии помогают сгладить иерархию и способствуют прозрачности процесса.

- Рефлексивная команда пытается реагировать на каждого члена семьи.
Люди проявляют большую заинтересованность, когда комментарии группы касаются их лично. Надо, чтобы никто не почувствовал, что его оставили в стороне.

- Члены рефлексивной команды нацелены на краткость.
Важно, чтобы комментарии были краткими, интересными и содержательными, особенно, если в семье есть маленькие дети. Лучше ошибаться, придерживаясь краткости, чем подолгу разглагольствовать без перерыва.

Работа в форме рефлексивных команд и групп наблюдателей может быть эффективно применена в деятельности психологов, социальных педагогов и социальных работников, занятых в сфере социально-психологического консультирования в психолого-медико-социальных центрах и центрах помощи семье и детям и других учреждениях, где имеются возможности организации командной работы специалистов разного профиля. Также эти формы работы являются ресурсными для профессионального развития и самосовершенствования специалистов «помогающих профессий».


Литература:

Фридман Дж., Комбс Дж. «Конструирование иных реальностей».

Andersen, T. (1991). The Reflection team: Dialogues & dialogues about the dialogues. New York: Norton.

Fox, H., Tench C. & Marie. (2003). ‘Outsider-witness practices and group supervision’. In The International Journal of Narrative Therapy and Community Work 2003 #4

Morgan, A. (2000). What is narrative therapy? An easy-to-read introduction. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

White, M. (1997) ‘Reflecting team as definitional ceremony’. In White, M. Re-authoring Lives: Interviews & essays, chapter 7. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

© 2003 by NARRAPRACTICE

www.livejournal.com/users/ru_narrative

Latest Month

May 2013
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow